VICTORY

Питомник кошек породы мейн-кун

В питомнике есть котята!!!

Главная > Статьи > Магия кошек

Магия кошек

У котов есть такое свойство: стоит им появиться в доме, как оказывается, что они были здесь всегда — даже если час назад никаких котов у вас не было. Они живут в собственном временном потоке и ведут себя так, будто мир людей — это всего лишь остановка на пути к чему-то гораздо более интересному.

Терри Пратчеттму[1]


Кошка — крайне противоречивый символ, воплощение красоты, грациозности, независимости, ловкости и неуязвимости (последние два значения связаны с ее поразительной живучестью и способностью всегда приземляться на лапы), но в то же время олицетворение похотливости, хитрости и злости. Применительно к человеку кошачьи качества часто приобретают негативный оттенок: неверного мужчину обычно уподобляют блудливому коту, а ветреную женщину — похотливой кошке. Когда же разгневанная женщина пускает в ход свое отточенное естественное оружие — длинные ногти, ее сравнивают с разъяренной кошкой.

Давно было подмечено, что грациозное животное очень любит гулять при луне, поэтому в мифологии оно занимает место рядом с древними богинями луны: греческой Артемидой, римской Дианой и скандинавской Фрейей. Поэтому кошка во многих мифологических традициях связывается с луной (способность изменять форму зрачка символизирует фазы Луны), с идеей плодородия, плодовитости. Кроме того, в некоторых культурах она является и солярным символом, связывается с идеей царственности. Кошка может означать зло и силы тьмы. Плодовитость кошек, их способность видеть ночью, блестящие круглые глаза превратили их в народных поверьях в загадочного зверя, которому ведомы тайные силы. Ведьмы, равно как и повитухи (в народных поверьях почти идентичны) имеют при себе черную кошку (черный цвет — символический цвет ночи, ее тайн).

Пример амбивалентного понимания этого символа дает египетская мифология.

Египтяне представляли луну как кошку, — пишет Е.П. Блаватская. — Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле; и, таким образом, обыкновенная кошка была принята как выражение, как естественная эмблема и живое воспроизведение луны. Солнце, взиравшее вниз в преисподнюю, во время ночи, могло также называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме. Кошка называлась по-египетски may, что означает — зрячий, от глагола may — видеть.


В «Книге мертвых» бог солнца Ра выступает как «великий кот». Рассказывается о том, что каждую ночь, когда Ра начинает плавание по подземному Нилу, змей Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. Ра в образе рыжего кота сражается с ним и отрезает ему голову под священной сикиморой (древом жизни) города Гелиополя. Таким образом, кот здесь выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра. Соперничество со змеей сделало кошку стала священным животным бога Солнца. Священная кошка и все ее собратья с давних пор пользовались в Египте особым почетом и уважением, для них строили специальные храмы. Люди окружали их любовью и заботой, помня о той важной услуге, которую оказывает каждую ночь кошка всем на земле. 


Луна в Египте была олицетворением Баст (Бастет) — богини радости и веселья, всего, что есть нежного в женщине и матери. Баст изображалась в виде женщины с головой кошки, с систром в руке. «Систр – греческое название музыкального инструмента, у египтян он именовался «кемкем». Представлял собой две металлические изогнутые пластинки, наверху соединенные вместе и украшенные фигуркой кошки, их нижние концы крепились к рукоятке. Систр по форме похож на современную теннисную ракетку в уменьшенном виде. Внутри изогнутых пластинок свободно двигались прямые пластинки с загнутыми концами. Систр трясли, как погремушку, и пластинки издавали дребезжащее звучание»[2]. «Первое упоминание имени Бастет – на монументах XXVIII века до н.э., но зарождение культа богини произошло раньше. Расцвет культа, всеобщее поклонение Баст пришлось на X-VIII века до н.э. (правление XII династии Бубастидов)»[3].

 

Бастет отождествляли с Мут, а также с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Сахмет, Сохмет) или «Великая Кошка», а позже с Исидой, что обнаруживает связь образа кошки с идеей царственности. «Сехмет – одна из 33 богинь – львиц Древнего Египта, наряду  с Матит, Мафлет, Тефнут, Менкорот и др. Ее изображали с головой львицы (у нее не бывает гривы, и голова очень похожа на кошачью), т.к. львица считалась священным животным богини. Особенно почитали Сехмет в Меморисе, хотя ее культ был распространен по всей стране. Какое-то время Сехмет полностью отождествлялась с Бастет, поэтому и в ее храмы жертвовали статуэтки по образу и подобию священных кошек. В египетской мифологии Сехмет – богиня войны и палящего солнца, дочь Ра и его грозное Око. Во время битв Сехмет всегда находилась рядом с фараоном, повергая врагов к его ногам. Она считалась и богиней-целительницей и покровительницей врачей. Фараон Аменхотеп III (ок. 1455-1419 гг. до н.э.), при котором могущество Египта достигло своего апогея, установил в честь Сехмет 600 больших статуй в виде женщины с львиной головой. Второе имя богини Сехмет было Мау, весьма характерное для звуков, которые издают кошки. Одна из современных пород кошек называется «Египетская мау» и выведена селекционерами «по образу и подобию кошек фараона»»[4].


«Мафдет – древнеегипетская богиня-мстительница. Ее изображали в виде кошки или женщины с меховой накидкой на плечах, в облике гепарда, а также рыси. Атрибутами Мафдет были палки инож. Она защищала от змеиных укусов и помогала излечивать больных. Вместе с великим богом солнца Ра она сражалась против сил зла и помогла ему победить самого грозного и сильного змея Апопа. В одном из древних текстов говориться, что бог Ра отрезал змее голову «ножом, который был в руке Мафдет». С врагами богиня сражалась в облике рыси. Мафдет относили к древнейшим божествам египетского пантеона, и почитание ее культа началось в XXX веке до н.э.»[5]


В Бубастисе, центре поклонения богине Бастет, проживали десятки тысяч нубийских кошек, ее священных животных. Египтяне их холили и лелеяли. За обиду, нанесенную божественному животному, виновный отвечал своим кошельком, а за убийство кошки — собственной жизнью.


Смерть какой-нибудь из кошек египтяне переживали как национальную трагедию. Хозяева, а лучше сказать, прислужники околевшего животного, в знак траура сбривали себе брови и, обливаясь горькими слезами, переносили трупик кошки в храм. Жрецы Бастет бальзамировали покойную (надо думать, не бесплатно!) и погребали ее на священном кошачьем кладбище. В могилку усопшей клали дохлую мышь, чтобы кошке было чем позабавиться на том свете, а после похорон устанавливали на скорбном холмике памятник — небольшое каменное изваяние. Современные археологи обнаружили в Бубастисе около миллиона (!) таких изваяний. Другое подобное кладбище было открыто при раскопках в Верхнем Египте, неподалеку от селения Бени-Хасан. Здесь археологи насчитали около 180 тысяч древних захоронений. Нетрудно себе представить, какие чувства они испытали, когда выяснилось, что большинство животных покоилось в золотых и серебряных ящиках, инкрустированных драгоценными камнями!

В конце концов, пламенная любовь египтян к кошкам, доходившая до раболепного обожания, их и сгубила. В 525 году до н.э. в Египет вторглось персидское войско царя Камбиза. Персы, хорошо изучившие местные нравы, наловили за время похода множество кошек и в решающем бою у Пелусия прикрывались ими, как живыми щитами. Завидев увешанных кошками персов, египетские лучники, опасаясь поранить своих истошно вопивших любимиц, отказались стрелять во врага. Так кошачьи поклонники сделались жалкими рабами персов.

Древние греки отождествляли Баст с Артемидой — богиней охоты, дочерью Зевса, обладающей решительным и агрессивным характером. В римской мифологии Артемида известна как Диана, также считавшаяся олицетворением луны. Она богиня растительности, родовспомогательница. Кот является спутником Дианы, она держит его у своих ног. Диана принимает образ кошки, чтобы ускользнуть от Тифона. Практичные римляне, всегда презиравшие религиозный фанатизм во всех его проявлениях, нашли кошкам лучшее применение, сделав их охотниками за домашними мышами. В то же время гордым римлянам импонировал независимый нрав грациозного животного, поэтому в Риме кошка стала эмблемой свободы и спутницей богини Либертас (персонифицированной свободы).

Если в Древнем Египте кошек обожествляли, то суеверные жители христианской Европы ударились в другую крайность, принимая кошек за ведьм, а котов — за оборотней и прислужников самого Сатаны. Махровые мракобесы Шпренгер и Инститорис в своем бредовом трактате «Молот ведьм» умудрились «научно» обосновать способность ведьм перевоплощаться в черных кошек. Для этого вида оборотничества был даже выдуман специальный термин — элюрантропия. Масла в огонь подлил и воинственный римский папа Юлий II, призвавший к «крестовому походу» против черных кошек. Гонения на кошек начались по всей Европе, и только в Англии, где властный король Генрих VIII (1509— 1547), желая освободиться от гнетущей опеки Ватикана, начал реформацию церкви, черные кошки чувствовали себя в полной безопасности. В Англии черный кот считался символом удачи (возможно из-за веры в то, что он обладает частью магической силы,  унаследованной от ведьмы), особенно если кот пресекает дорогу. Также символизировала неразборчивую в связях и распутную женщину.

У китайцев кот, будучи ночным животным, относится к принципу инь (женского начала, тьмы, луны и т.д.). Он обладает злыми силами и способностью к трансформации. Кроме того, в Китае верили в то, что кот способен изгонять злых духов.

В скандинавской мифологии богиня плодородия, любви и красоты Фрейя ездила в повозке, которую везли две черные кошки. Это отразилось и в изобразительном искусстве Ренессанса.

У кельтов кот — хтоническая сила, погребальный символ, символизировал злые силы и часто приносился в жертву.

В Индии, где кошку всегда представляли воплощением животной красоты,  буддисты вынуждены обуздывать свою недоброжелательность, которая возникла у них потому, что кошки, как и змеи, отказались оплакивать смерть Будды. У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу.

В христианстве кот — Сатана, тьма, похоть и лень. Считается, что кот выступает как воплощение или помощник черта, нечистой силы. По поверьям ведьмы часто принимали образ кошек, отправлялись на шабаш верхом на черных котах. На Руси к черным кошкам относились с опаской, но массовых гонений на них не устраивали. Что же касается кошек других расцветок, то к ним испытывали искреннюю симпатию. Муркам и Мурзикам часто приписывали дар ясновидения. Действительно, известно множество случаев, когда кошки тревожным мяуканьем или беспокойным поведением предупреждали своих хозяев о надвигающейся беде: пожаре, наводнении, землетрясении и т.д. Удивляться этому не стоит, поскольку животные и поныне сохраняют ту незримую связь с матерью-природой, которую человек, ее неблагодарное дитя, давно отринул и утратил.

Мусульмане считают, что кот родился в Ноевом ковчеге от чихания льва. Именно кот спас Мухаммеда от змеи, и поскольку пророк погладил кота по спине, кот приобрел способность падать исключительно на лапы. Другой миф рассказывает, что темные полосы на шкуре животного  - след от пальцев пророка.

В Японии кошки предвестники неудач, также существует поверие, что кошки могут вселяться в женщин. В Китае иероглиф кота «мао» тот же, что и для цифры 80, что сделало кота символом долгой жизни. В восточном гороскопе год Кота называют еще годом Зайца; ему посвящен четвертый год восточного двенадцатилетнего цикла.

В конечном итоге каждый народ остался при своем мнении: если для большинства европейцев, арабов и японцев черная кошка — предвестник беды, то для англичан и американцев — как раз наоборот. Английские моряки, например, уверяли, что кораблю с черным котом на борту не страшна никакая буря.

Кошка нередко встречается в средневековой геральдике. «У кошек есть понимание свободы, так как кошка не желает быть ни пойманной, ни заключенной. Кошка неунывающа и хитра... Из-за этого старинные роды швабов, швейцарцев и бургундцев вводили кошек в свои гербы как символ свободы»[6].




[1] http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/cat/

[2] Лисицына Е. Толковый словарь. КОШКИ. – М., Издательский дом «Друг», 2002. С. 19-20

[3] Там же. С. 20

[4] Там же. С. 131-132

[5] Там же. С. 95

[6] Ганс Бидерманн, «Энциклопедия символов»

Контактный телефон +7 903 618 3256 Светлана

Copyright © 2014. All Rights Reserved.

Индекс цитирования
Вверх